Роль и ответственность руководителя сплава
Что обычно требуется, чтобы организовать поход?
Сходу в голову приходит такой перечень:
- Собрать команду.
- Выбрать / составить маршрут, который будет этой команде по силам.
- Разработать тактику прохождения маршрута и график движения.
- Возможно, придумать к маршруту дополнения, которые разнообразят поход, сделают его насыщеннее.
- Собрать и подготовить снаряжение, закупить еду.
- Обеспечить заброску / выброску и другую логистику.
В процессе подготовки и в течение самого похода у каждого члена команды может быть своя роль и ответственность. Кто-то — завхоз, кто-то договаривается с заброской, кто-то умеет всех развеселить даже когда они замерзли и устали.
Но если говорить про руководителя, то по убеждению автора, у него должно быть две ключевые цели:
Из опыта автора в сложных походах, на обе эти цели сильнее всего влияет то, как выстроена тактика передвижения по маршруту. Она влияет положительно, когда делает прохождение маршрута эффективным и безопасным.
Тактика передвижения. Что это вообще такое?
Под этим понятием автор подразумевает, например:
- график движения;
- какие пороги осматривать, какие страховать и как именно;
- какое снаряжение и когда может потребоваться;
- как выстроить в группе связь и синхронизацию действий;
- какая и в какой момент нужна дистанция между экипажами и т.д.
То есть это такой набор планов, правил поведения и договоренностей, которые используются в течение похода. Автор обычно их готовит и формулирует при проработке маршрута.
Если это известный маршрут 3—4 к.с. и у команды хорошее базовое снаряжение, то тактика обычно незамысловатая.
Если поход сложнее — потребуется детальная подготовка.
Нужно определить предстоящие сложности и опасности на маршруте. Учесть состав группы, опыт, снаряжение, погоду, сильные и слабые стороны участников.
И выстраивать тактику так, чтоб минимизировать влияние сложностей и страховать риски.
Эта тактика, в том числе, должна страховать команду от частных ошибок членов команды, включая ошибки руководителя. А ошибки непременно совершаются — все мы люди.
То, что в простом походе считается мелочью, в сложном — может сыграть ключевую роль. Стоимость ошибок кратно вырастает.
В этом тексте автор пробует поделиться своим подходом к разработке тактики на конкретных, наиболее распространенных с его точки зрения примерах.
Основные риски и опасности на сплаве. И как их можно страховать
⚠ Экипаж может неправильно прочитать воду или выбрать слишком сложную для себя линию движения в пороге.
→ При осмотре порога каждый экипаж может проговорить с командой задуманную линию прохождения и свои действия. А руководитель или более опытные участники должны его скорректировать, если есть очевидные просчеты.
→ Иногда линию стоит скорректировать уже после прохождения порога частью группы. Это полезно держать в голове и договориться заранее: как понять, что корректировка требуется, и как именно ее провести.
⚠ Экипаж в пороге может не выдержать линию движения или кильнуться. А сразу после — следующий сложный участок, куда нельзя попадать самосплавом. Или вообще нельзя попадать.
→ Должна быть организована адекватная страховка прохождения. С берега или с воды. Достаточная, чтобы успеть всех выловить и при этом самим не кильнуться.
⚠ Допустим, группа проходит сложный участок реки, и лидеры кильнулись. Менее сильный экипаж начинает их активно спасать. Тогда спасатели и сами с большой вероятностью кильнутся.
→ Чтобы заведомо не увеличивать количество тех, кого надо спасать, в спасработах на сложном участке задействованы только сильные и готовые к этому экипажи.
Недостаточно подготовленные в этот момент идут рядом «по уловам» в режиме аккуратного сопровождения — наблюдения, не обгоняя лидеров.
Всё это стоит проговорить заранее: кто — что делает при незапланированном киле лидеров или других экипажей.
В идеальной ситуации в сложном сплаве все экипажи сильные и ко всему подготовленные, но в жизни бывает и не так. Особенно, когда группа идет предельную для себя категорию.
⚠ Есть сплавные секции, которые вполне пригодны для прохождения, но спасработы в них неэффективны.
→ Тогда всем экипажам нужно быть автономными в плане самоспасения. А именно: кильнулись — сами вылезли на кат, сами выгребли в улово и поставили кат обратно на ровный киль.
Это не значит, что каждый сам только за себя. Но киль должен быть для всех экипажей не аварией, а рабочей ситуацией. Как у каякеров.
⚠ Допустим, впереди сложный или опасный порог, а начало осмотра и обстановка в месте чалки доподлинно неизвестны — можно не успеть вовремя зачалиться.
→ Тогда лучше перестраховаться: лидерам зачалиться заранее — разведать всё с берега и потом перечалиться. Всем остальным не лезть вперед и ждать четкого, заранее оговоренного сигнала. Некоторые чалки вообще лучше отдельно дополнительно страховать с берега.
⚠ Допустим, группа идет многие препятствия без осмотра, но не все экипажи умеют моментально ориентироваться, вот так — с наплыва. Они могут не успеть выбрать безопасную линию.
→ Тогда лидеры должны уметь с воды быстро и уверенно считывать оптимальную линию движения и наглядно демонстрировать ее остальным экипажам.
Группа же должна держаться от лидеров на достаточной дистанции на случай дополнительных маневров лидеров и корректировок линии движения.
⚠ Можно пробить кат или сломать раму, застрять на ремонт и выбиться из графика.
→ Мелководные участки с острыми камнями безопаснее проходить на подспущенных, мягких баллонах (но если впереди порог, где придется пробивать большую бочку, нужно не забыть накачать их обратно!)
Подспускать баллоны нужно разумно — чтобы это принципиально не влияло на жесткость посадки гребцов.
→ Замена части рамы на дерево или другой ремонт не должен заставлять вас «вставать на дневку». Нужно представлять, что у вас может сломаться и быть готовыми быстро это починить, заменить или обойтись без него.
→ Также полезно иметь в ремнаборе средства быстрого ремонта ката для «докатки» до стоянки.
Далее рассмотрим принципы безопасности, которые автор сам обычно использует в сложных сплавах.
Принципы безопасности. База
◦ Личное снаряжение участников: гидрокостюм, обувь, одежда и даже спальник должны соответствовать предполагаемым условиям. Сплав, а главное отдых, не должны превращаться в борьбу со стихией и выживание. Если вы приехали «за порогами», то они и должны представлять основную сложность. А не холод, например.
◦ В то же время лишних вещей быть не должно. Умение правильно провести границу между «лишним» и «необходимым запасным» приходит с опытом. Качественная проработка маршрута также помогает это сделать.
◦ Вещи должны быть привязаны надежно, но не сложно. Чтобы «обвязка» не превращалась в отдельную продолжительную процедуру.
◦ При сплаве не должно быть лишних веревок и петель, в которых можно запутаться. Леерная обвязка катамарана не лишняя, а очень даже полезная.
◦ Нужно избегать завалов, заломов и сифонов.
Синхронизация группы
Все должны знать не только цель на день, но и план на ближайший ходовой отрезок. По крайней мере для ключевых препятствий. Когда они будут, как понять, что это они, какие из них точно нужно осматривать и с какого берега.
У группы должно быть четкое понимание, на каких отрезках и в какой момент можно обгонять лидеров, в какой нельзя. В некоторых случаях также важен и порядок остальных экипажей.
Рации
Если в оперативной коммуникации группа полностью полагается на рации, то на воде их должно быть по 2 на экипаж (одна включена, одна выключена и недалеко убрана) + по запасному аккумулятору для каждой.
В противном случае полностью полагаться на них нельзя и нужно отдельно проговорить, что делать, если по рации связаться не получается. Нужен альтернативный надежный способ оповестить остальных или, наоборот, понять, что кто-то не оповещен.
Рации должны выдерживать длительное погружение в воду.
Дистанция
Нельзя идти вплотную друг к другу, нужно учитывать, что впереди идущий кат может застрять, а вы в него уткнетесь. И либо просто помешаете, либо спровоцируете аварию. Застрять кат может, например, на камне или его может заварить в бочке.
Дистанция должна быть такая, чтобы, во-первых, вы видели линию движения впереди идущего экипажа, во-вторых, в случае его киля смогли догнать за разумное время.
На порожистом фоне выдерживать правильную дистанцию с минимальными трудозатратами — отдельный навык.
Сбор группы
Не всегда бывает возможно соблюдать идеальную дистанцию. Кроме того, по ходу движения накапливаются разнообразные потребности — сходить в туалет, перевязать упоры, подкачать кат, сидушку, что-то пододеть из одежды.
Поэтому периодически лидеры должны находить удобное улово и собирать группу. Причем не просто дожидаться, пока отстающие окажутся на нужной дистанции, а вот прямо собирать вплотную, чтоб можно было голосом проверить, все ли у всех в порядке.
Также полезно собираться перед порогом, который группа идет сходу. И сразу после него.
Важно проговорить эти правила со всеми экипажами заранее и четко соблюдать их.
Это уменьшит хаотичность действий, позволит быстрее выявить и решить проблемы у экипажей, когда они возникнут.
Обносы
Бывает так, что сам обнос порога может стать источником риска. Например:
⚠ После тяжелого обноса вещей может не остаться достаточно сил на прохождение порога. Это увеличит вероятность не выдержать правильную траекторию в пороге и попасть в аварию.
→ Для нивелирования этого можно, например, вначале проходить порог на разгруженных катах, а уже после возвращаться за вещами.
→ Или можно составить график движения таким образом, чтобы после обноса вещей за сложный порог группа вставала на ночевку, а сам порог проходила на следующее утро со свежими силами.
⚠ Путь обноса может проходить по большим скользким камням, по обрыву или живой осыпи. Можно упасть и травмироваться. Особенно когда несешь тяжелую поклажу или что-то негабаритное.
⚠ Если тропа обноса неочевидна, то можно заблудиться / разминуться / накрутить лишнее расстояние.
-> В таком случае бывает полезно отправить разведчика налегке, чтобы он проложил оптимальный и безопасный путь обноса. И явно маркировал его.
→ А если нет хорошего безопасного пути, то возможно стоит разделить груз на несколько ходок. Если кат тоже обносите, то можно хотя бы частично его разобрать.
Автор считает, что лучше два раза прогуляться и насладиться видами, чем один раз корячиться, еще и с риском травмироваться.
Перекусы и перекуры
⚠ Если продолжаешь долго работать на голодную или просто сильно устаешь, как минимум может не хватить сил выдерживать задуманные линии движения в порогах. Ну и вообще так повышается вероятность ошибиться.
⚠ Голод сам по себе повышает в группе нервозность — тоже дополнительный фактор риска.
→ Нужно избегать сильной усталости и длительного чувства голода — вовремя подкармливать команду и давать передохнуть. Если предстоит работа, а дневного перекуса почему-то не хватило, хорошо иметь под рукой быстрые углеводы.
Но подкармливать команду нужно разумно и вовремя: чтоб хватило сил и задора на сложный порог, но не стало лениво его проходить.
Иногда перекус удобно совместить с длинным осмотром или обносом.
Стоянки
Если на реке нормальные стоянки — не такое частое явление, и в вашем плане на день такая не определена заранее, то ее поиск стоит начинать несколько заранее перед заходом солнца.
⚠ Потому как продолжать передвижение в сумерках само по себе опасно.
⚠ Но и ночевать в неудобном месте чревато плохим отдыхом и недостаточным восстановлением — что обязательно негативно скажется на завтрашнем дне. Приоритет, конечно, — не идти в сумерках.
⚠ На популярных маршрутах нужно учитывать, что намеченная стоянка может быть занята другой группой.
При проработке маршрута лучше наносить себе на карту все встретившиеся в описаниях стоянки, а не только те, на которых планируете останавливаться.
В продолжении темы обносов, перекусов и стоянок — пара слов про график движения.
График движения
Первый сплавной день обычно планируют покороче и попроще. Все будут собираться подольше, чем обычно, настраивать снаряжение. Ну и вообще нужно раскататься, прочувствовать воду / реку.
Если есть такая возможность, прохождение сложных порогов лучше планировать на первую половину дня. Но точно не на вечер, когда все мысли уже о стоянке и об отдыхе.
В первой половине маршрута график лучше сделать пободрее — чтоб оценить максимальную доступную скорость передвижения и «заработать» небольшой запас на случай непредвиденных обстоятельств.
В последнюю часть маршрута удобно заложить запасное время. Его потом можно пустить на компенсацию непредвиденных задержек. Либо на дополнительную дневку.
⚠ Допустим вы все же опаздываете: обратные билеты горят, связи с водителем выброски нет. Все это может толкнуть вас на реке на неоправданный риск.
→ Если уже на этапе подготовки к походу понятно, что вероятностью опоздать пренебречь нельзя, стоит обсудить это с командой. Даже если у вас с собой спутниковый телефон. Лучше учесть потенциальное опоздание при покупке обратных билетов и при договоренностях о выброске.
Чтобы всем было понятно, что вы будете делать, если опоздание все же возникнет. Это поможет потом на реке более взвешенно принимать решения и уменьшит конфликты.
Влияние погоды
Часто на уровень воды в реке сильное влияние оказывают дожди. На другие реки аналогичным образом может влиять, наоборот, жаркая погода: из-за таяния ледника и снежников. Еще бывают дневные колебания уровня воды по этим же причинам.
⚠ Уровень воды, а тем более паводок, в свою очередь, влияет на сложность порогов, на график движения и даже на стоянки.
→ Автор со своей командой уже много лет берет с собой в автономные походы спутниковый коммуникатор. Связной из города регулярно присылает на него прогноз погоды.
Такой прогноз позволяет оперативно перестраивать график движения по необходимости и уже неоднократно сильно выручал команду.
На всякий случай
На каждом кате должна быть палатка и спальники для автономной ночевки отдельно от остальной группы.
Каждый член команды должен знать об общей нитке маршрута и о возможных вариантах схода с него.
Некоторые полезности при прохождении сложных порогов
Если линия движения в пороге длинная и сложная, удобно выставлять на берегу дополнительные маяки, которые будут хорошо видны с воды — для ориентирования по ходу прохождения порога.
Для сложных участков полезно продумывать и проговаривать «план Б». А иногда и «план С».
Если порог длинный и подразумевает тяжелую работу, то целесообразно намечать места промежуточных чалок для отдыха.
Если кат разгружен, то он проще управляется. Сложные пороги, где много маневров, проще и удобнее проходить на разгруженном кате.
Но не всегда. Если впереди много бочек и, наоборот, мало маневров, надежнее проходить на груженых судах — для бОльшей инертности.
Некоторые ребята при прохождении каньонов используют дрон для просмотра. Это экономит кучу времени и уменьшает риск влететь «не туда».
Навыки экипажей
Чтобы команда была способна безопасно и надежно пройти маршрут, необходимо (но не достаточно!), чтобы подавляющее число ее членов обладало соответствующими навыками. Причем не только в теории, но и на практике умела их применять.
Базовые навыки
◦ Прямой гребок.
◦ Простые управляющие гребки: дуговой, табан, зацеп.
◦ Выход на струю.
◦ Заход в улово.
◦ Преодоление: валов, бочек, прижимов.
◦ Умение привязывать вещи.
◦ Переходить протоку вброд.
Продвинутые навыки
◦ Эффективный и сильный прямой гребок.
◦ Управляющие гребки: отброс, подтяг, восьмерка, умение сделать открен.
◦ Выход на сильную струю из маленького улова под риском прижима.
◦ Заход с сильной струи в маленькое улово.
◦ Чалка на струе.
◦ Умение соблюдать оговоренную дистанцию на порожистом фоне реки.
◦ Умение грести на кате по прямой в одно весло на плесе.
◦ Выдерживание линии движения в одно весло в несложных порогах.
◦ Умение привязывать вещи быстро.
◦ Умение быстро разобрать / собрать кат для сложного обноса.
◦ Ремонт шкуры, внутренних баллонов, замена части сломанной рамы на дерево.
Страховка с берега
◦ Выбор места для страховки.
◦ Умение кидать морковку.
◦ Привязывать морковку.
◦ Быстро собирать морковку и кидать повторно.
Страховка с воды
◦ Вылавливать и доставать на борт человека, идущего самосплавом (+ когда он без сознания).
◦ Управлять перегруженным катом со спасенными и зачаливать его.
◦ Догонять кильнутый кат и брать его на сцепку.
◦ Зачаливать / заталкивать в улово кильнутый кат.
Самоспасение
◦ Кильнуться и не выпустить кат и весло.
◦ Быстро вылезти в периметр ката (перевернутого / на ровном киле).
◦ Грести на перевернутом кате (+ когда он с вещами).
◦ Удобно там располагаться, чтоб не выкинуло в ближайшем препятствии.
◦ Зачалить перевернутый кат со струи в улово (+ когда он с вещами).
◦ Быстро поставить кат на ровный киль (+ когда он с вещами).
◦ Идти самосплавом: с веслом / без весла, уметь залезть со струи в улово.
И это тоже ответственность руководителя и часть тактики: после проработки маршрута, четко понимать, какие навыки и в какой степени потребуются от команды.
В заключение
У руководителя должно быть достаточно опыта, знаний о маршруте и о членах команды, чтоб вовремя перестраивать и дополнять тактику, исходя из текущего расклада на месте.
Вряд ли можно сделать универсальную инструкцию или чек-лист для тактики передвижения группы. Как правило, она выстраивается под конкретный маршрут, группу, обстоятельства. И зависит от множества нюансов.
Безопасность в широком смысле, по мнению автора, зависит от понимания того, где слабое место и есть ли у вас для него хороший и своевременный «план Б».
Если находите текст полезным — перешлите его тем, кому может быть интересно.