April 3

Как безопасно и с удовольствием проходить пороги на бурной воде

Кому этот текст может быть полезен

  1. Новичкам.
  2. Любителям, которые развиваются отдельно от водных клубов.
  3. Участникам коммерческих сплавов.

Как обычно преодолевают пороги?

Если совсем вкратце:

1. Вначале выбирают линию движения

    • для этого смотрят на порог (с берега или прямо с наплыва);
    • подмечают места, куда точно попадать не стоит и где, наоборот, есть безопасный проход.

2. Затем проходят порог, пытаясь выдержать выбранную линию движения. Иногда корректируют ее в случае необходимости по ходу движения.

В чем основная опасность порогов?

Автор убежден, что основная опасность базируется на неправильной оценке своих навыков и сложности порога. И уже следствием идут:

→ Опасность не выдержать задуманную / безопасную линию движения.

→ Опасность невольно попасть в то место порога, куда попадать нельзя.

Даже если у вас достаточно опыта, чтобы правильно прочитать воду и выбрать правильную линию движения в пороге, вам может не хватить умений, сил и выносливости, чтобы эту линию выдержать. И если у вас нет «плана Б», вы отдаетесь на волю случая.

Если вы не выдержали траекторию в пороге 2—3 к.с., как правило, это не приведет к серьезными последствиями. Тем более, если у вас хорошее судно с запасом плавучести и прочности.

Но если порог 5—6 к.с., то не выдерживание линии часто грозит оверкилем. Со всеми вытекающими.

Чем сложнее порог, тем опаснее в нем не выдержать линию и тем опаснее потерпеть аварию.

В некоторых порогах есть сифоны, заварные бочки и другие опасности. Приходить туда самосплавом может быть смертельно опасно.

Это не значит, что такие пороги смертельно опасны сами по себе. Или что их лучше всегда обносить.

Полететь кубарем вниз по эскалатору в метро тоже может быть смертельно опасно, но многие вполне себе бегают по нему с большой скоростью каждый день.

Автор не хочет сейчас рассуждать про допустимый уровень риска, но констатирует, что сотни людей каждый год проходят сложные пороги — и в большой степени при этом полагаются на удачу.

Линии движения в порогах

В общем смысле линия движения должна вынести вас из порога невредимым. И желательно на ровном киле.

Есть пороги с простыми и надежными линиями движения: достаточно лишь правильно зайти в порог — дальше все сделает струя.

В некоторых порогах нужно не только правильно зайти, но и немного «подтабанить», чтобы скорректировать направление.

Но чем сложнее порог, тем больше активных действий будет требоваться от вас.

Как выдержать правильную линию движения в пороге?

1. Линию движения нужно выбрать адекватной вашим умениям

Вам надо правильно «считать воду», оценить свои силы и возможности вашего судна.

По сути — предсказать, как поведет себя судно в каждый момент времени движения. И как вы сможете это корректировать по ходу.

За эти вещи, как правило, отвечает ваш опыт (ну или капитан и ваши старшие товарищи).

2. Нужно владеть управляющими гребками и уметь осознанно перемещать судно в потоке

Понимать, что происходит с судном при пересечении разных структур порога: как выйти на струю, как сделать траверс и зайти в улово, как некильнуться на большом валу.

Если вас несет в прижим, надо понимать, как выставить носы и куда отгрести.

Если вам надо быстро уйти от камня в русле, как использовать подтяг.

Если надо пробить бочку: как быстро разогнаться, а затем правильно вывеситься и сделать зацеп.

Ну и так далее.

3. Нужно владеть техникой гребли

Если у вас поставлена техника, то гребки у вас получаются эффективными и затрачивают немного ресурсов.

Во-первых вы будете точнее и быстрее маневрировать. Это даст запас времени на дополнительную оценку ситуации или на дополнительный маневр.

Во-вторых вы будете иметь запас сил: если что-то пошло не по плану.

Общая физическая подготовка по мнению автора тоже важна, но стоит уже после всего перечисленного выше.

Как этому всему научиться?

1. Выбор линии движения

Умение «прочитать воду» и оценить свои силы — нарабатывается с опытом, при прохождении порогов.

Просмотрели порог → наметили линию движения (+ для сложных мест наметили «план Б») → прошли порог → разобрали ошибки → стали сильнее!

Больше порогов — точнее предсказательный навык.

Сложность сплавов и порогов имеет смысл увеличивать постепенно.

Новичок, даже если пройдет сложный порог на кате с более опытными товарищами, не всегда может правильно впитать этот опыт и осознать, что там произошло.

И тем более не сможет осознать, чего наоборот не произошло и почему!

2. Владение управляющими гребками

Навык управляющих гребков будет расти вместе с опытом прохождения порогов. Но его рост можно сильно ускорить.

Самый эффективный способ по отношению усилий к полученному профиту — посетить коммерческий тренировочный выезд. Обычно их проводят в Лосево или на каких-то несложных секциях классических сплавных рек.

Вам рассказывают и показывают, как управлять катамараном. И что делать в каких ситуациях. Потом вы много-много раз это сами отрабатываете под присмотром гида / тренера. Разбираете ошибки и наблюдаете за прогрессом.

Этому же гиду потом намного комфортнее вести в поход подготовленного клиента. А подготовленный человек получает от похода много больше удовольствия, если владеет ситуацией в пороге. А не с трясущимися коленками едет пассажиром.

Еще хороший способ. Во время сплава, когда основные пороги закончились, обычно все пассивно плывут по течению и вяло подгребают в простых препятствиях. Особенно такие выкатки характерны для Саянских речек.

Почти в каждом таком несложном пороге, прямо с воды можно выбирать интересную и непростую для вас линию. А потом пытаться ее выдержать.

3. Постановка техники гребли

Новичкам ставить технику проще всего! Нет опыта — нет закрепившихся ошибок.

Когда уже устоялась какая-то «самобытная техника» — чуть сложнее. Но последующий эффект, который вы сможете оценить на бурной воде — превзойдет ожидания.

По крайней мере так было у автора, который попал на серию тренировок в гребной бассейн, уже имея за плечами не меньше дюжины речек 5+ к.с.

На видео пример неплохо поставленной техники человека, который отходил в гребной бассейн зимний сезон 1 раз в неделю.

При гребке приходится контролировать больше десятка разных параметров. Научиться делать это сразу невозможно.

В процессе тренировки вы просто гребете, как умеете, а тренер планомерно говорит вам — что и как подправить.

Освоили один параметр → «нагребли» его до автоматизма → можно занимать мозг следующим параметром. И так далее.

Чем больше параметров, тем поначалу сложнее все контролировать. Но тем же и более эффективным становится ваш гребок. То есть становится более сильным при меньших усилиях.

В целом надо быть готовым, что первое понимание появится не раньше 4-ой или даже 6-ой тренировки.

В Москве коммерческие тренировки по постановке техники гребли проводят в Крылатском и в Черкизово. Есть тренировки в университетских клубах.

Еще про безопасность

Помимо рассмотренных выше 3 фундаментальных навыков, стоит коротко упомянуть еще несколько. Подробный разбор которых впрочем выходит за рамки этого текста.

Страховка и умение провести спасработы

В сложных или критичных местах, в широком смысле, надо иметь «план Б».

Причем нужно не только уметь видеть такие места и на словах знать, что делать, но и на практике отработать:

  • Где и как выставить страховку: на берегу и на воде.
  • Как бросить морковку, как поймать морковку.
  • Как и зачем не упустить весло при оверкиле, как идти самосплавом, как быстро выбраться на перевернутый катамаран и как на нем плыть.
  • Как быстро достать человека из воды на катамаран и самому при этом некильнуться. Как зачалить перевернутый катамаран. Как поставить на ровный киль.

Есть отличная книга «Безопасность на бурной воде» от Антона Свешникова.

Есть коммерческие курсы разных клубов по ее мотивам.

Тактика прохождения маршрутов

Как построить график движения и прохождения порогов, как составить экипажи и в каком порядке идти. Чтоб быстро, но без суеты. Чтоб никто сильно не устал, но успели дойти вовремя.

Как осматривать и страховать пороги, чтоб не ходить туда-сюда по 10 раз.

Как организовать связь в группе, чтоб она работала не только когда все по плану.

Когда сделать перекус, чтоб хватило сил на сложный порог, но не стало лениво его проходить. Где встать на ночевку, чтоб совместить ее с обносом сложного порога.

Когда выйти пораньше, потому что на завтра по прогнозу сильный дождь и лучше проскочить сложный участок по сегодняшней воде.

Снаряжение и умение им пользоваться

Катамаран, гидрокостюм и любое другое снаряжение должно подходить под ваши цели. Вы должны понимать, какая нагрузка на него будет и что в теории может сломаться в текущем маршруте.

И быть готовыми починить, заменить или обойтись без него.

Заключение

В основе безопасности — умение контролировать ситуацию в пороге

И состоит оно из 3 фундаментальных навыков, которые мы тут рассмотрели:

  1. Умения читать воду и выбирать адекватную линию движения.
  2. Владения управляющими гребками.
  3. Сильного / эффективного прямого гребка.

P.S. Ребята из первого видоса выжили, полный ролик есть в Ютубе


Мягкой воды и интересных сплавов! Спасибо за внимание 🤗

Если находите текст полезным, перешлите тем, кому может пригодиться.